В Моршанске, на берегу Цны, возвышается Троицкий собор — уникальный памятник архитектуры. Его история окутана легендами.
Говорят, увидев Исаакиевский собор, представители Тамбовской епархии решили построить нечто подобное и у себя. Моршанские купцы поддержали их и даже захотели превзойти петербургский собор, построив его выше.
По преданию, когда строительство достигло высоты 70 метров, мимо проезжала императрица Екатерина II, основательница города. Узнав о планах купцов, она остановила работы, сказав: «На этом остановимся». Так собор и остался высотой 75 метров, заняв третье место среди российских храмов по высоте.
По другой версии, император Николай I запретил строительство выше Исаакиевского собора. Когда он утверждал проект храма, то сделал приписку: «Выше Исаакия не строить». В остальном история совпадает с легендой.
Проект храма был составлен в 1830 году. Для его строительства собрали около 300 тысяч рублей. Строительные работы были начаты в 1836 году, только через двадцать лет Троицкий собор был освящён во имя Животворящие и Святые Единосущные Троицы.
Во время строительства моршанские архитекторы часто обращались за консультациями к известному архитектору Василию Стасову. Их совместная работа привела к тому, что многие решения, воплощённые в Троицком соборе Моршанска, позже использовались Стасовым при возведении Свято-Троицкого Измайловского собора в Санкт-Петербурге.
В моршанском храме удалось гармонично соединить традиционное пятиглавие древнерусского классицизма и античные формы. Один из самых красивых и величественных соборов Тамбовской области отличался великолепным внутренним убранством: позолоченный пятиярусный иконостас и изящные настенные росписи создавали неповторимую атмосферу. По вместимости собор не имеет равных на Тамбовщине: он способен одновременно принять около шести тысяч человек.
Свято-Троицкий храм, построенный на берегу реки, занимает огромное пространство, он виден не только со всех точек города, но и вырисовывается за 10 километров от города. Высота собора — 75 метров, высота креста основного купола — 6 метров, длина — 45 метров, ширина — 42 метра.
Внутреннее убранство собора поражало богатством. Иконы сверкали серебром и позолотой, каждая из них была настоящим произведением искусства. Многие из них написали монахи Афонского монастыря, придавая им особую духовную ценность.
Пятиярусный иконостас в главном алтаре был создан по инициативе купца Максима Платицина, как записано в соборной летописи. Иконостасы выполнили в московской мастерской Боликарова, а иконы написал московский мастер Борисов. В центре главного алтаря находилась огромная икона «Снятие со креста» в золочёной раме с резным декором. Все три иконостаса, включая боковые трёхъярусные, были новыми и имели колонны.
Кроме икон в соборе хранилась церковная утварь для литургий. Особенно выделялась чаша для причастия — потир из позолоченного серебра с чеканными изображениями.
Вокруг главного купола располагались хоры с высокой чугунной балюстрадой. Перед входом стояли деревянные фонари. Стены храма, за исключением алтаря, украшали синие мраморные плиты от пола до окон, а между карнизами — белый мрамор. Царские врата — выполнены из дерева с прозрачной резьбой и полукруглыми рамами.
Освещение создавало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52-мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Храм был тёплым – отопление было калориферное из подвала, где находились три печи.
Святой крест Троицкого собора был исключительным. Ему не было равных на всей русской земле. В его мощевике хранились 83 частицы святых мощей.
Первоначально пол был белокаменным, позже его выложили метлахской плиткой. Купола увенчаны крестами из золочёного железа. Главный купол тоже позолочен, остальные покрыты серебром.
После Октябрьской революции из Троицкого собора изъяли большинство ценностей, полностью уничтожили иконостас. В 1930-е годы здание превратили в склад. К концу 1939 года собор был в запустении: сорваны купола, выбиты стёкла, разворовано убранство. Так он стоял до 1977 года, пока не началась реставрация.
Восстановление собора началось в конце 1980-х годов. К тому времени его уже почти полностью отреставрировали, но пожар 1988 года уничтожил десятилетний труд. Собор загорелся без видимых причин — не было ни грозы, ни молнии.
Верующие считали, что пожар был ниспослан Богом, чтобы очистить храм от осквернений, которые сопровождали его в советское время.
Свято-Троицкий собор открылся в июне 1990 года, в праздник Святой Троицы. В 1998 году храм посетил патриарх Алексий II. Он провёл Божественную литургию и подарил икону святителя Питирима — первого епископа Тамбовского края.
Сегодня Свято-Троицкий собор поражает своей роскошной отделкой. Пол выложен метлахской плиткой, которая отлично сохранилась. Основной иконостас состоит из пяти ярусов, а придельные — из трёх. Стены украшены росписями московских художников, выполненными в 1903 году.
Возле собора сейчас активно ведётся благоустройство, в том числе благодаря федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Рядом появилась детская площадка, а также небольшая аллея. Есть удобный спуск к реке.
Храмы на Руси возводили на века. История и современность Моршанского Свято-Троицкого собора напоминают, что его колокольный звон пробуждает горожан, местных жителей и гостей к духовному возрождению, что важно для будущего России.