Мошенничество — это особый вид преступления, методы которого постоянно меняются с учётом потребностей человека и научно-технического прогресса. Один из самых известных — телефонный вид мошенничества, особенно популярный в мобильных сетях из-за мобильности оборудования и возможностей перевода звонка. Мошенники используют интеллект и фантазию на полную мощность.
Несмотря на многочисленные предупреждения и сюжеты в СМИ, тема остаётся актуальной, и в зоне риска находятся все. Большинство мошенников звонят пожилым людям, готовым отдать последние деньги, чтобы защитить своих близких.
Напоминаем вам основные схемы обмана:
Платёжная карточка — удобная и полезная вещь, но и привлекательная для мошенников. Схема воровства «на доверии» часто используется. Мошенники звонят продавцу, представляясь покупателем, готовым оплатить сразу и только картой.
Они просят номер карты, срок действия, CVV-код с обратной стороны и смс-код из сообщения банка. Недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами. Счёт карты не пополняется, а опустошается путём перевода денег на электронный кошелёк, исчезающий из сети после вывода средств.
Нередко звонят из «службы безопасности банка-эмитента карты» с сообщениями о подозрительных операциях или сбоях в ПО, которые привели к потере средств. Для восстановления счета и возврата денег якобы требуются вышеуказанные данные. Для защиты от таких инцидентов рекомендуют установить программы, маскирующиеся под известные сервисы. Однако эти утилиты передают мошенникам коды доступа к счетам, что значительно облегчает их действия.
Особенно циничны звонки из правоохранительных органов, якобы расследующих случаи мошенничества по телефону. Цель та же — усыпить бдительность и выманить нужную информацию. На фоне пандемии активизировались мошенники, представляющиеся работниками Роспотребнадзора или Пенсионного фонда с сообщениями о новых социальных выплатах. Но для их получения необходимы данные платёжных карт.
У большинства банков есть специальные номера для рассылок уведомлений клиентам. Например, Сбербанк отправляет свои уведомления только с номеров 900 или 9000. Но есть программы-обманки, которые маскируют настоящий номер звонящего, и абонент видит знакомый ему идентификатор.
Самый распространённый вариант такого мошенничества — сообщение или звонок об ошибочном переводе денег на счёт мобильного телефона и просьба вернуть их владельцу. Могут быть даже угрозы обращения в полицию или оператору с требованием блокировки телефона.
В ночное время звонят и сообщают о трагических событиях, произошедших с родственниками или друзьями. Затем просят перевести значительную сумму на электронный кошелёк или мобильный счёт для оказания помощи. Этот метод очень жестокий и может привести к инфаркту.
Отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчёт на незнание законодательства РФ, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.
Мошенники снова используют мобильный сервис. Абонент получает смс о необходимости отправить сообщение на короткий номер для подключения услуги. После этого деньги списываются с его счёта. Короткий номер может быть зарегистрирован как платный, и об этом не сообщается абоненту.
Жертва получает смс о том, что ей пришло сообщение в мессенджер и его можно получить по ссылке. В смартфоне внедряется вирус, получающий полный контроль над гаджетом.
Чтобы не стать жертвами телефонного мошенничества важно помнить следующее:
Будьте внимательны и не позволяйте мошенникам обмануть вас!