«Гусарская баллада», «Бриллиантовая рука», «Война и мир», «Тени исчезают в полдень» — кому из поклонников старого кино не знакомы эти фильмы?! Фильмы, которые стали классикой советского кинематографа. Эти и ещё 77 картин объединяет то, что во всех них снялся, где в главных ролях, а где и в эпизодических, известный советский актёр Лев Поляков. Однако мало кто знает, что родился он почти сто лет назад на моршанской земле тогда ещё Тамбовской губернии.
Сегодня о первых годах жизни, о детстве и юношестве знаменитого актёра Льва Полякова в Моршанске практически ничего не известно. Не осталось ни одного документа или фотографии, подтверждающих его пребывание в купецком городе. Поэтому узнать на какой именно улице, в каком доме жили Поляковы невозможно. Известен только район Моршанска, где прошли детские и школьные годы маленького Лёвы.
Родился Лев Поляков 24 апреля 1927 года. Рос мальчик в обычной советской семье. Отец, Александр Трофимович, трудился на местном заводе токарем, мать, Ольга Георгиевна, была портнихой.
Актёрские данные Льва проявлялись с детства — он часто выступал перед публикой, замечательно читал стихи и пел песни. Особенно талантливо у него это стало получаться в школьные годы.
Однако детские мальчишечьи мечты были связаны с карьерой военного. Лев непременно хотел стать моряком или лётчиком. Тем более, что до начала Великой Отечественной войны часть Моршанска была населена военными лётчиками. Для их семей даже был отведён отдельный район города, который именовался «3-й военный городок». Территория была закрытой, и этот факт особенно разогревал фантазии мальчишек.
Спустя годы семья была вынуждена изъездить полстраны. И только лишь после войны смогла окончательно обосноваться в подмосковных Подлипках.
Едва окончив школу и утвердившись в своём намерении стать военным, Лев вместе с приятелем сбежал в Севастополь, чтобы поступить там в мореходное училище. Однако мать, узнав о легкомысленном поступке сына, приехала за ним и вернула домой.
Отец Льва к тому времени уже работал токарем на авиационном заводе, производящем ракеты, лично знал Сергея Королёва. Рассказы отца о космических ракетах очень вдохновляли сына.
Возможно, это как-то повлияло на дальнейший выбор профессии. Тем более детское желание связать свою жизнь со службой в армии не оставляло юношу в покое. Лев поступил в авиационный техникум, а после его окончания стал курсантом Высшего военно-морского училища в городе Баку. При этом продолжал заниматься художественной самодеятельностью.
Но, видимо, решив, что мечта достигнута или уж слишком легко осуществилась, Лев резко меняет свои планы и отправляется в Москву, где становится студентом Школы-студии МХАТ. Здесь он понимает, что актёрская профессия, как никакая другая, даст ему возможность «прожить» судьбы военных.
И не ошибся. Юношеские мечты посвятить себя военной службе нашли воплощение на экране. На протяжении практически всей своей карьеры он появляется в кино в военных мундирах разных эпох и разных родов войск, иногда и в форме иностранных офицеров.
Так, например, немецкий инженер Фридрих фон Бютцов, ставший советским разведчиком в фильме «Фронт в тылу врага», замначальник разведшколы Абвера Герлах в киноэпопеи «Щит и меч», французский полководец, дивизионный генерал Келлерман в советско-итальянском фильме «Ватерлоо», французский генерал и дипломат Лористон в «Войне и мире», кавалергард Пьер Пелымов из «Гусарской баллады», генерал-полковник Андрей Гречко из кинокартины «Освобождение», капитан корабля «Михаил Светлов» из Гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука». И это далеко не полный список его военных ролей.
Опыт, полученный на курсах во МХАТе, а также 2 года служения сцене Большого драматического театра лишь раззадорили молодого актёра в профессиональном смысле. В середине 50-ых Лев поступает во ВГИК на курс знаменитых преподавателей Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После окончания театрального ВУЗа в 1958 году он поступает в Театр-студию киноактёра и начинает активно сниматься в кино.
Кинодебютом Полякова стала лента «Рассказы о Ленине», вышедшая на экраны в 1957 году, где артист сыграл поручика Барышева. А уже через год его пригласили на главную роль беглого молдавского конюха Тодора Тобултока в художественном фильме «Атаман Кодр».
А дальше предложения посыпались как из рога изобилия: «Дело «пёстрых», «Мичман Панин», «Гусарская баллада», «Николай Бауман», «Сергей Лазо», «Новые приключения неуловимых», «Адъютант его превосходительства» и многие другие. Фильмы с участием Льва Полякова выходили на большие советские экраны ежегодно, а чаще всего было и по нескольку премьер в год. Только в 1968 году вышло шесть фильмов, в которых снялся Лев Поляков.
Ему одинаково хорошо удавались роли разных жанров. Он умел мастерски перевоплощаться, играя как комедийных, так и драматических персонажей. Лев Поляков играл в комедиях Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, в исторических киноэпопеях Сергея Бондарчука и Юрия Озерова, в военных фильмах Владимира Басова и Евгения Ташкова, в криминальных картинах Николая Досталя и Игоря Гостева.
Своими ролями Лев Поляков покорял сердца зрителей. Мужественный, интеллигентный он был одним из самых красивых и талантливых актёров СССР. В его героев были влюблены все советские женщины.
Только на экране, не считая сценических ролей, советский и российский актёр Лев Поляков создал 81 образ. Но всё же самой яркой и запоминающейся работой в его творческой биографии стала роль Анисима Шатрова в многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.
Семисерийная экранизация одноимённого романа Анатолия Иванова снималась в течение двух лет — в 1971 и 1973 годах. К началу съёмок у 44-летнего Льва Полякова за плечами были уже порядка 35 ролей. Так что к своей главной как в кинокартине, так и в жизни роли он подошёл вполне зрелым и состоявшимся артистом.
Фильм рассказывает о судьбе страны на примере жизни нескольких поколений жителей таёжного села Зелёный Дол. На экране перед зрителями разворачиваются события длиною в 40 лет — от дореволюционной жизни, появления большевиков и становления советской власти, сопротивления кулаков и братоубийственной гражданской войны до становления колхозов, Великой Отечественной войны и возрождении страны после Победы.
Герой Полякова Анисим Шатров, будучи пьян, поддаётся на провокации Филиппа Меньщикова. Он ставит условие Марье, которую любит, что женится на ней только в том случае, если она ради него убьёт медведя и принесёт его шкуру. Дав ей на всё три дня сроку, обещает в награду ещё и мельницу отдать. Марья возвращается с добычей, но уходит от Анисима, уплывая на лодке со своей дочкой, в поисках новой жизни. Чувства его живы, но он не может её уговорить остаться…
Поляков сумел создать на экране сильный, глубокий драматический образ героя, прошедшего через множество жизненных испытаний. Эта работа принесла исполнителю высокую популярность и огромную любовь зрителей.
После своей главной картины Лев Поляков снялся ещё в четырёх десятках фильмах. До конца жизни он оставался востребованным актёром.
Талант и мастерство Льва Полякова были отмечены государственными наградами. В 1988 году он получил звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1996-м — «Народный артист Российской Федерации».
Актёр умер на 74-м году жизни 26 января 2001 года. Причиной смерти стал инсульт. Его здоровье сильно подорвала трагедия, случившаяся с их с женой, актрисой Инной Выходцевой, единственным 38-летним сыном. Во время поездки в Доминиканскую республику, где Никита работал по контракту референтом-переводчиком, их группа попала под цунами. Позже никого из них не нашли и Никиту в числе прочих объявили пропавшим без вести.
Похоронен Лев Поляков вместе с родителями на Ваганьковском кладбище в Москве.