В истории нашей страны много славных страниц, увековеченных именами героев, чьи судьбы переплетены с трагедиями великой войны. Одним из таких имён является Дмитрий Иванович Барашев — смелый лётчик и бесстрашный защитник Отечества, который проявил неимоверное мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны.
Его путь — от простого крестьянского мальчика из небольшого села Княжево до командира звена 752-го бомбардировочного авиационного полка. Его жизнь — это история о верности долгу, о жертвах ради свободы и о вечной памяти, которую мы обязаны сохранять.
Дмитрий Барашев родился 19 октября 1920 года в живописном селе Княжево, ныне входящем в состав Моршанского округа Тамбовской области. Здесь он окончил начальную школу, а потом учился в фабрично-заводском училище при химическом комбинате.
Затем аэроклуб, военная авиационная школа. В 1939 году, когда страна готовилась к надвигающимся бурям, Дмитрий был призван в ряды Красной армии — обычный путь многих советских ребят в предвоенные годы.
В 1941 году он с отличием завершил обучение в Таганрогской авиационной школе, и с началом Великой Отечественной войны, в июне того же года, устремился на фронт, желая защитить свою Родину.
Служил военный лётчик умело и стойко. В 1941 году 5 ноября командование Южного фронта наградило его орденом Красного Знамени.
В тяжёлых летних боях 1942 года Дмитрий Барашев совершил десятки вылетов на бомбёжку вражеских войск, рвавшихся к Волге, важных политических и военно-промышленных центров в глубоком тылу противника. Самое сложное, самое опасное задание было ему по плечу.
Девять раз Барашев летал на Берлин, Будапешт, Кенигсберг, Варшаву, Данциг. И девять раз он доходил до цели, и его бомбы обрушивались на головы фашистов в их глубоком тылу. Это были трудные ночные полёты. Они продолжались по многу часов в условиях смертельной опасности, подстерегавшей экипаж самолёта на всём пути его полёта, и далеко не каждый из них заканчивался благополучно.
Выполняя очередное задание в ночь на 5 сентября 1942 года, экипаж Барашева получил приказ нанести бомбовый удар по военным объектам гитлеровцев в Будапеште. По пути к цели пришлось обходить густой слой грозовых облаков. Израсходовалось много горючего. Командир понимал, что на обратный путь может не хватить бензина. Достигнув Будапешта, экипаж сбросил бомбовый груз на заданные военные объекты и повернул на восток. Однако осколок зенитного снаряда, выпущенного противником, пробил корпус самолёта. И пилоту с его командой пришлось покинуть воздушное судно, использовав парашюты. Приземлились вблизи железнодорожной станции на окраине Будапешта.
Лётчики сожгли самолёт и пошли на восток. Ночью при попытке перейти линию фронта экипаж Барашева наткнулся на засаду полицаев. В неравной схватке с предателями удалось уйти одному Дмитрию. Чтобы избежать пленения, он нашёл укрытие в угольном вагоне, стоящем на путях. Счастливая удача привела его на оккупированные земли Белоруссии, где он покинул поезд, укрылся в лесу. На седьмые сутки Барашев перешёл линию фронта, добрался до своей части и снова сел за штурвал самолёта.
Штурмана Василия Травина и стрелка-радиста Бориса Андриевского схватили фашисты и отправили в лагерь военнопленных под Курском. После освобождения Курска Травин возвратился в часть и продолжал летать вместе с Барашевым, стрелок-радист умер в лагере.
Боевые полёты экипажа старшего лейтенанта Барашева были образцом лётного мастерства и отваги. Он летал в самых сложных метеорологических условиях. В бою был неудержим и находчив. В долгие осенние и зимние ночи делал по два-три вылета. Всегда хотел нанести врагу как можно больше ударов. Брал максимальную бомбовую нагрузку — 1500-2000 кг. Его примеру следовали другие экипажи.
Командуя звеном 752-го бомбардировочного авиационного полка, входящего в состав 24-й авиационной дивизии дальней авиации, к февралю 1943 года он совершил 181 боевой вылет, из которых 145 — в ночное время.
Отважному лётчику Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленную отвагу и геройство».
Но, увы, в ночь с 19 на 20 августа 1943 года, во время выполнения очередного задания, его мужество сошлось с трагедией. Сбросив бомбовый груз на головы гитлеровцев в их глубоком тылу, экипаж Барашева возвращался на базу. Он прошёл линию фронта, но долететь до аэродрома не удалось.
Утром боевые товарищи нашли разбитый самолёт на земле. Лётчик сидел на своём месте и держал в руках штурвал.
«Казалось, что великая воля этого воина и сейчас не даёт ему расстаться с самолётом», — записано в истории полка.
Авиакатастрофа, в которой ночью столкнулись два советских самолёта, произошла всего в 40 километрах к югу от Липецка, неподалёку от села Боринское. Вместе с Дмитрием Барашевым погибли два члена экипажа: штурман-радист лейтенант Василий Травин и стрелок-радист старшина Николай Подчуфаров. Их похоронили с воинскими почестями в Липецке, и в их честь был возведён памятник-обелиск.
Подвиги Дмитрия Барашева не остались незамеченными. Он удостоен множества наград: медали «Золотая Звезда», ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени и других заслуг. Его память увековечена в городе Моршанск, где в историко-художественном музее установлен стенд, посвящённый его подвигам.
В Липецке в 1957 году в его честь назвали проезд, а в 1990 году часть Коммунальной площади переименовали в улицу Барашева. Над домом на углу улиц Барашева и Первомайской установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что подвиг героя будет жить вечно в сердцах потомков.