«Не должно быть неизвестных могил», — услышала Людмила Высочина накануне 80-летия Победы в передаче на канале «Спас». Эти слова тронули её до глубины души. Она решила найти захоронение своей бабушки, которая ушла из жизни в 1943 году.
Дедушка и бабушка Людмилы — Стефан и Агафья Свириденко — жили в довоенные годы с детьми в Брянской области, в селе Белый Колодезь.
В 1939 году главу семейства отправили возглавлять рыбхоз «Двуречье» в Моршанском районе Тамбовской области. Два года Стефан Семенович работал в рыбхозе. Он жил в Моршанском районе с женой и четырьмя детьми. В 1941 году началась война, и Стефана Свириденко призвали в ряды Красной армии.
— Эту историю я слышала в детстве от своей мамы — Брониславы Стефановны. Дедушку забрали на фронт, а семью эвакуировали в Маломоршевку на постой к Вере Ивановне Полевановой. Её дом стоял на краю села, — рассказывает Людмила Высочина.
Однажды в Маломоршевке за их домом на поле упал военный самолёт, и Агафья с детьми принесли военного лётчика к себе в избу. Оказали первую помощь, чем смогли. На следующий день приехали из госпиталя и забрали раненого.
После войны дети, став уже взрослыми, хотели узнать судьбу этого лётчика. Даже писали в газету «Звезда», но, увы, ответа так и не получили.
— Жизнь в военное время была трудной. Бабушка была из семьи церковнослужителей, с детства трудолюбива — шла на любые работы, чтобы прокормить детей. Но заработка не хватало на пропитание, и она ходила в Моршанск пешком 31 километр на подработку. Однажды, в 1943 году осенью, вернувшись с очередной подработки, она сильно простыла, заболела и умерла, — рассказывает Людмила.
Стефана Свириденко вызвали с фронта похоронить жену. Он служил артиллеристом под Сталинградом. Глава семьи приехал, вместе с детьми похоронили Агафью и на месте захоронения посадили ветлу.
Эту ветлу запомнили все дети. Даже самая младшая, Светлана Свириденко. Ей сейчас 92 года. Она и рассказала Людмиле об этом, казалось бы, незначительном факте.
После похорон Стефан снова вернулся на войну. Участвовал в Сталинградской битве, а потом и на западном фронте. А детей забрали обратно в Брянскую область.
Шли годы, десятилетия. Дети не раз пытались найти мамину могилу, но разные обстоятельства мешали...
— И вот, спустя 82 года, слышу я в одной передаче такие слова: «Не должно быть безымянных могил». Меня до глубины души тронули эти слова. И я решила обязательно найти могилку бабушки. Разыскала телефон Виктора Борисовича, начальника Дмитриевского территориального отдела, к которому относится село Маломоршевка. Позвонила, рассказала ему свою терзающую душу историю, и вот ответ истинного россиянина: «Почему не помочь благому делу?» — делится Людмила.
Начальник территориального отдела в Моршанской округе Виктор Наташин провёл свою поисковую работу на месте. Подняли архивные записи, расспросили старожилов. И, как оказалось, самым главным ориентиром для поиска послужила та самая ветла, посаженная мужем на месте захоронения жены. Такая «вековая» ветла была только одна на сельском кладбище.
Накануне празднования 80-летия великой Победы Виктор Наташин пригласил Людмилу Высочину и её сестру Людмилу Брун в село Маломоршевка Моршанского округа. Ведь могилка их бабушки Агафьи была найдена.
— Теперь мы знаем, где находится могила нашей бабушки. И она больше не безымянна! На месте захоронения мы установили крест и надгробие. Кроме того, мы познакомились с замечательным человеком. Виктор Борисович, низкий вам поклон и всем, кто вам помогал, — поблагодарили сёстры.
Они также отметили, что именно в таких поступках и такой помощи проявляется сила русского человека. О таких людях стоит рассказывать, чтобы молодёжь не утратила истинные качества россиян, где бы они ни жили.